Они придут за тобой. Они придут за вами. Женские футбольные команды Северной Кореи, выступающие в возрастных группах, придут за вами. Ну, и, похоже, за всеми, кто встанет у них на пути после выходных.
В то время как элитный клубный футбол в микроскопических деталях изучал последствия событий на стадионе «Этихад» в воскресенье вечером, в Боготе происходило нечто примечательное, хотя и не столь афишируемое. Спустя три дня после финала женского чемпионата мира Fifa среди девушек до 20 лет стоит прокрутить в памяти весь путь Северной Кореи к этому моменту, который достиг своей славной финальной ноты в воскресенье вечером и в процессе открыл новый угол зрения на любую разумную оценку выступления команды в сезоне.
Чоллима» (объяснение прозвища: несокрушимый мифический крылатый конь) прибыла в Колумбию в августе с командой из 21 женщины, набранной из шести национальных команд. Лига пользуется огромной популярностью на родине, но это, по сути, игроки, неизвестные остальному миру.
Они стартовали 2 сентября, разгромив Аргентину в Кали со счетом 6:2. Три дня спустя они разгромили Коста-Рику со счетом 9:0 в игре, в которой было забито восемь мячей. Через три дня после этого Северная Корея обыграла Нидерланды со счетом 2:0 и заняла первое место в группе.
Стадия нокаута началась с победы над Австрией со счетом 5:2. И с этого момента эндшпиль Северной Кореи был практически идеальным: победы над Бразилией (№ 8 в мировом рейтинге), США (№ 1) и Японией (№ 7) без единого пропущенного гола. Итог: семь матчей, семь побед, общий счет 25:4.
И сделали они это блестяще, создав, судя по телевизионным кадрам, вихрь взаимодействий и высококлассных завершений. Даже победный гол в финале, забитый Чо Иль Соном, был прекрасен: 17-летний талантливый игрок прорвался справа, проскочил мимо защитника, а затем пробил левой ногой в сетку с отклонением.
Чоэ мог бы сделать хет-трик в этот день, и он выглядит потрясающей перспективой, бегая по полю, как сочетание подростка Уэйна Руни и подростка Майкла Оуэна, бесстрашно умный прямой бег, изгоя штата Эндрик. Трудно представить, что где-либо есть лучший 17-летний игрок.
На родине Чоэ играет за пхеньянский спортивный клуб «Национальная оборона 25 апреля». Теперь она исчезнет за завесой, подальше от международных соревнований. Но не сейчас. В следующем месяце она сможет принять участие в чемпионате мира среди девушек до 17 лет в Доминиканской Республике (дата рождения — 1 января 2007 года; дата отсечения — также 1 января 2007 года), где у возрожденной сборной Северной Кореи есть все шансы пройти все возрастные группы Fifa, включая встречу с Англией 23 октября, которая, вероятно, уже в курсе того, что их ждет.
Важно подчеркнуть, что успех сборных Северной Кореи в возрастных группах удивит только тех, кто не следил за ходом событий. Северная Корея долгое время была силой в женском футболе, игроки которой скрывались от соревнований, а старшая команда редко покидала верхние строчки рейтингов на протяжении последних 20 лет.
Но для нейтральных зрителей это было еще и напоминанием о самом клишированном и деградирующем понятии — способности спорта удивлять и разрушать предубеждения. Это же Северная Корея, чувак. Как, по-твоему, они будут играть? Неутомимый робот-прессинг? Некий неулыбчивый футбол насекомых, созданный во имя любви к дорогому лидеру?
На практике северокорейский стиль был энергичным и прессинговым, но в то же время свободным, креативным и веселым, с изобретательными скоростными комбинациями. Игроки были увлекательны, и за ними было приятно наблюдать. Когда Чоэ упустила шанс в первые минуты финала, был прекрасный момент, когда Син Хян, ее партнер по атаке, подбежал к ней, чтобы обнять и взъерошить ей волосы, как старший брат или сестра, что, безусловно, меняет ситуацию по сравнению с сердитым жестом с размахиванием руками и стонами на скамейке запасных о том, что не получила пас.
Но как насчет теневого персонала команды? Торговцы пропагандой на заднем плане? Да, если заглянуть в Википедию, то окажется, что старший менеджер женской команды неоднократно угрожал Америке ядерной войной — «ее города превратятся в пылающие инферно», — но подождите, это ошибочная ссылка. На самом деле это другой Ким Мён Чхоль, не известный государственный пропагандист, а 39-летний экс-футболист с таким же именем, который на самом деле ничего подобного не говорил. Фух. Неплохо, интернет!
В более широком смысле женский футбол в Северной Корее — это увлекательная история. Часто рассказывают историю о том, как партийные чиновники вернулись с планом работы с населением с саммита Fifa 1986 года, где норвежский делегат Эллен Вилле буквально кричала на сцене от разочарования, требуя проведения полноценного женского чемпионата мира.
Увидев возможность, режим начал проводить футбол в школах и деревнях и создал национальную лигу, где игрокам предоставлялось жилье и работа в столице. Успех последовал. Северная Корея выиграла Кубок Азии в 2001, 2003 и 2008 годах.
Затем наступил великий перелом. В 2011 году пять игроков национальной сборной дали положительный результат на редкий стероид. Оправданием послужило использование традиционного препарата из желез мускусного оленя, который был применен после того, как в игроков ударила молния. Как ни странно, Fifa на это не купилась, и Северная Корея была отстранена от участия в чемпионате мира 2015 года, потеряла свои позиции в рейтинге, частично не прошла квалификацию в 2019 году, а затем ушла в большую изоляцию на время пандемии, вновь появившись только к концу 2023 года.
В итоге это практически новое поколение, воспитанное в изоляции. Естественно, учитывая историю, отсутствие контактов, можно будет удивленно поднять бровь по поводу поразительной степени их шипучести. Но это также захватывающая идея, что-то, что говорит о далеком прошлом, до тотального знания и доступа, когда спорт был большим, атомизированным местом, когда команды, спортсмены и способы игры появлялись только через цикл международных турниров.
Свидетельство Колумбии заключается в том, что у Северной Кореи есть нечто, что, с учетом элемента неожиданности, выглядит как золотое поколение. Следующий месяц станет еще одной витриной для группы игроков, которые созреют к следующему чемпионату мира среди взрослых, который пройдет в Бразилии через три года. До этого момента может произойти очень многое, но это захватывающий элемент. Представьте себе, как сложно для Fifa, для ее корпоративных рукопожатных компаний, для одержимых флагом американских элементов, будет обработать победу Северной Кореи?
Колумбия, возможно, не дала никакого реального представления о самом непрозрачном национальном государстве в мире. Но спорт способен устанавливать человеческие связи, а это, по крайней мере, окно в нечто иное, чем истории о диктаторском угнетении и бедности. Кроме того, если есть хоть малейший шанс увидеть Чоэ в Европе, пусть кто-нибудь долетит до Пхеньяна и устроит небольшую дипломатию тики-така.