Шуховская башня на Шаболовке

Символ советского рационализма, Шуховская башня была возведена в условиях строжайшей экономии ресурсов и оригинальным для 1920-х годов способом. Каждая секция собиралась внутри башни на земле, а затем на тросах поднималась вверх. Взглянуть на процесс собиралась вся Москва: виданное ли дело – башня растёт «сама»!

Впрочем, за «самостоятельной» башней скрывался гений инженера Шухова, который возводил её по образу Эйфелевой. Вот только весила она при этом всего 240 тонн – чуть больше Царь-колокола. Со временем Шуховская башня стала ещё и символом Нового года: именно её сетчатые своды открывают праздничные «Голубые огоньки», без которых сложно представить новогоднюю ночь.

Дом-мастерская Мельникова в арбатских переулках

Под занавес тех же 1920-х в молодой советской стране расцветали идеи домов-коммун. Такое жильё должно было быть дешёвым, быстровозводимым и простым. Одним из тех, кому доверили поиск новых экспериментальных решений, стал архитектор Константин Мельников. С одной лишь оговоркой: дом в Кривоарбатском переулке он построил с расчётом на одну семью.

Да, за счёт необычной формы, двух врезанных друг в друга цилиндров, возведение дома было довольно экономичным. Да, необычная круглая форма могла стать образцом советского жилья нового типа. И всё же не стала, так и оставшись редким примером ИЖС-авангарда в самом сердце Москвы.

Лефортовский тоннель

Новый XX век Москва готовилась встретить, окольцованная грандиозной автомобильной магистралью – Третьим транспортным кольцом. Не хватало лишь финального участка: жители Лефортова наотрез отказались вырубать лес ради строительства трассы. Мешала замкнуть кольцо и протекающая рядом Яуза.

Решением стал Лефортовский тоннель, объединивший два типа сооружений: тоннель глубокого залегания в одну сторону и мелкого залегания в комбинации с эстакадой-мостом над рекой – в другую. Впрочем, в современном городском фольклоре тоннель фигурирует не благодаря инженерному гению, а, скорее, вопреки: здесь то и дело случаются массовые аварии, за что участок получил сразу несколько пугающих прозвищ.

Лужнецкий метромост

Лужники и Воробьёвы горы – почти как земля и небо: перепад высот в этой части Москвы довольно большой, а для градостроителей – ещё и озадачивающий. И тем не менее именно здесь через Москву-реку в 1959 году был перекинут первый двухъярусный арочный мост из предварительно напряжённого железобетона. По верхнему ярусу поехали автомобили, а в нижнем открылась станция метро «Ленинские горы».

Почти сразу после открытия Лужнецкий метромост пришёл в предаварийное состояние. И следующие 40 лет станцию метро то закрывали для входа и выхода пассажиров, то непрерывно ремонтировали. Вторую жизнь Лужнецкий метромост получил на стыке веков после капитальной перестройки. Железобетонные балки были заменены на стальные, а верхний автомобильный ярус снесён и отстроен фактически с нуля.

Современная версия моста получилась не только безопасной, но и очень фотогеничной: представить панораму Лужников без него почти невозможно.

«Дома на ножках» на Беговой и на Проспекте Мира

«Дома на ножках» – явление для Москвы не уникальное, но редкое. Один из «братьев», более известный как «Дом авиаторов», появился в 1978 году у метро «Беговая». Первоначально его планировали возвести у Речного вокзала, а между опор открыть проход на набережную. Но в канун Олимпиады «поставили» на въезде в город, желая, вероятно, впечатлить иностранных туристов.

Дом расположился на 20 опорах, которые сужаются книзу, и стал первым в стране проектом с применением монолитного железобетона. А чуть раньше похожие, но всё же чуть отличные дома появились на Проспекте Мира – в этом случае проёмы между опорами служили «выходами» для выхлопных газов с автомагистрали.

Киевский вокзал

Активное развитие железнодорожного транспорта на рубеже XIX-XX веков привело к тому, что в Москве решили строить новый вокзал – Брянский (ныне Киевский). Архитектором стал Иван Рерберг, а к проектированию перекрытий и потолочных конструкций привлекли инженера Шухова.

С его лёгкой руки над пассажирскими платформами появился впечатляющий дебаркадер, который впоследствии назовут «стеклянным небом», – односводчатое остеклённое арочное покрытие длиной более 320 метров и шириной более 47 метров. Масштаб, изящество и «лёгкость» этой конструкции поражают до сих пор – стоит ли говорить, какой ошеломительный успех снискал вокзал у публики 100 лет назад?

Гостиный двор

Гостиный двор появился в столице в XVI веке, был перестроен Джакомо Кваренги при Екатерине II, а привычный нам облик приобрёл в 1995 году. Именно тогда вместе с обновлением фасадов было проведено полное функциональное переоснащение внутренних помещений современным инженерным оборудованием в соответствии с концепцией «интеллектуального здания».

А над головами тех самых «гостей» возник сетчатый купол с безопорным светопрозрачным покрытием – самый крупный в Европе. Часть москвичей такое решение не устроило: обновлённый Гостиный двор оказался несоразмерным уютному малоэтажному Китай-городу. Впрочем, инженерных решений негатив не коснулся, ограничившись архитектурным обликом.